Что
такое
суйсеки?
А также
сусоки (в
Корее),
Гонгши и
Бисеки (в Китае),
Тию Канх (во
Вьетнаме).
На
первый
взгляд,-
обычные
камни.
Гранит, кварцит,
окаменевший
лесс.
Булыжник,
одним словом.
Это если
одним... А если
тремя:
лКамень Обладающий
Индивидуальностью╗.
Европейцы,
которые
заинтересовались
необычным
исскуством
чаще
называют их Spirit Rocks или Meditative Rocks
(т.е. Духовные
Камни или
Камни Для
Медитации) В
этом,
наверное,
секрет,-
Суйсеки не
раскрывают
свою красоту
лпо первому
требовантию╗,
они не столь
ярки и броски
как
драгоценные
или поделочные
камни, чтобы
войти в их
мир,
насладиться
неслышимой
мелодией,
человек
должен лнастроится╗
на камень,
научиться
слышать, то, что
в Библии
называют
лголос тонкой
тишины╗.
правило
камни для
Суйсеки
никак не обрабатывают.
В ряде
случаев
допускается
сформировать
плоский срез,
для
устойчивости,
но настоящие
ценители
Суйсеки
считают, что лучше
добиваться
определенного
положения
камня при
помощи
соответствующей
формы
подставки (Дайза,-
при плоской
ее форме или Добан
при более
сложной).
Классические
Дайза делались
из дерева или
фарфора,
Добан,- из
бронзы. В
настоящее
время даже в
Японии
нередко используют
новые
материалы, (в
том числе пластик),
но есть и
консерваторы,
которые
считают, что
это
недопустимо,
хотя и они не спорят,
что в ряде
случаев
новые
материалы позволяют
полнее
раскрыть
красоту
Суйсеки.
В
китайской
школе
допускается
легкая полировка
камня, и даже
склеивание
гармонирующих
камней в
единое целое.
В таком
случае Суйсеки
называют Бисеки.
Для всех
остальный случаев
никакое
лнасилие╗ над
камнем
недопустимо.
Каждый
Суйсеки
имеет ллицо╗,-
сторона,
которой
камень
должен быть
обращен к
зрителю во время
медитации.
Индивидуальность,-
необходимая
черта суйсеки.
Поэтому
кристаллы,
как правило
не являются
суйсеки (за
исклюсением
некоторых
друз).
Суйсеки
должны иметь
листорию╗, это
должны быть
камни
обточенные
водой, или
растрескавшиеся
в резутьтате
перепадов
температур
(во втором
случае мы
имеем камень Сабаку
Иши
(пустынный
камень)
стиля.аа
Индивидуальность
камня можен создаваться
как формой
так и
прожилками,
велючениями
других
цветов. Такие
лцветные╗ камни
относятся к
стилю
Мон-Секи.
алГолова
льва╗,- пример
Сабаку-Иши
алСвернувшийся
Змей╗,-
типичный
суйсеки-гонгши
а лКотенок.
Детский
рисунок╗,-Мон-Секи.
Почему
только на
Дальнем
Востоке
(Япония,
Китай, Корея)
развивалось
исскуство
любования
лдикими╗, необработанными
камнями?
Идея-то,
казалось бы
ллежит на
поверхности╗,
причем в
самом прмом
смысле слова!
Понятие
красоты
камня,
по-видимому,
интернационально.
Достаточно вспомнить
лпочти
настоящие╗
гроты в
итальянских
парках, горки
из цветных
камней создаваемые
уральскими
умельцами...
Все они, в сущности,
отличаются
от суйсеки
только на один
шаг, но...
Итальянцы и
уральцы,
сделали этот
шаг в сторону
от суйсеки.
Глупо спорить:
и парковые
гроты и
композиции
из поделочных
камней,-прекрасны,
но они
отражают
красоту
замысла
Мастера а не
богатство
творческих
сил природы.
Художник, в
лучшем
случае использукт
красоту
камня,его
фактуру, но
не форму, не
индивидуальность.
Исскуство
творца-европейца
испокон
веков
заключалось в
том,чтобы
лудалить все
лишнее╗. При
этом на вопрос:лЧто
именно
лишнее?╗
всегда
отвечал человек.
Мнение камня,
лмолчащей
природы╗ его
не
интересовало.
Может быть
именно
поэтому
потерпел
поражение
бажовский
Данила-мастер
в попытке
создать
Каменный
Цветок?
В
противоположнось
европейскому
взгяду на
природу
вещей,японцы,
например,никогда
не делили
природу на
лживую╗ и лне
живую╗. С их точки
зрения все
вокруг,- живо.
Для японца не
важно,что жизнь
камня или
дерева
протекает не
так, как
жизнь коровы
или человека,
в других масштабах
времени.